Статьи

E-MAIL - В АРБИТРАЖ ч.1

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 12

 

E-MAIL - В АРБИТРАЖ

 

Благодаря научно-техническому прогрессу появляются новые информационные технологии и средства, облегчающие нашу жизнь. Сегодня мало кто представляет себе ее без Интернета и электронной почты, которые активно используются не только для обыденного общения, но и для ведения деловых переговоров, заключения договоров.

Порой подтвердить тот или иной факт возможно лишь посредством предъявления переписки соответствующих лиц, осуществленной по электронной почте.

Безусловно, степень восприимчивости российского правосудия к разного рода "электронным" доказательствам остается невысокой, однако имеет устойчивую тенденцию к росту - порой суд демонстрирует весьма благожелательное отношение к означенному виду доказательств. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2006 N А40-20963/2005 прямо указано: поскольку договором не установлен конкретный способ передачи истцом ответчику консультационных материалов, выбор мог быть сделан по усмотрению истца, а электронная почта является современным, удобным, надежным, широко распространенным способом передачи информации.

Вопросу о том, насколько переписка по электронной почте все же отвечает понятию "доказательства", закрепленному в нормах АПК РФ, посвящена настоящая статья.

 

Понятие доказательства

 

В соответствии с п. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В п. 2 ст. 64 АПК РФ приводится перечень доказательств, он является открытым, однако прямого указания на возможность использования в качестве таковых переписки по электронной почте АПК РФ не содержит.

 

Сущность переписки по электронной почте

 

Электронной почтой можно называть систему пересылки почтовых сообщений между абонентами через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Почтовая программа предоставляет сведения об отправителе, регистрирует время получения сообщения, обеспечивает сортировку большого объема почты. По каналам электронной почты передаются, в частности, биржевые сводки, платежные документы и совершаются сделки.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона "Об информации" <1> электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 

По своей сути электронная переписка (как совокупность электронных сообщений соответствующих лиц) наиболее коррелирует с положениями п. 1 ст. 75 АПК РФ и может рассматриваться в качестве письменного доказательства - иного документа, выполненного в форме цифровой, графической записи или другим способом, позволяющим установить достоверность документа (ввиду необходимости приобщения доказательств к материалам дела надлежит представлять электронную переписку на бумажном носителе (Определение ВАС РФ от 23.04.2010 N ВАС-4481/10)).

Соответственно, на первый план выходит вопрос установления достоверности электронного сообщения.

 

Проблема установления достоверности электронного сообщения

 

Достоверность электронного сообщения, как представляется, складывается из совокупности следующих факторов:

- необходимости идентификации отправителя и получателя;

- необходимости установления полномочий отправителя и получателя на принятие соответствующих решений, составляющих предмет электронной переписки;

- необходимости установления аутентичности непосредственно электронного сообщения.

Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

 

Необходимость идентификации отправителя и получателя

 

Зачастую идентификация отправителя и получателя осуществляется посредством установления принадлежности электронного почтового ящика тому или иному лицу (отправителю, получателю), причем доказать эту принадлежность крайне сложно, что наглядно иллюстрирует судебная практика.

Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А32-17545/2011 указано: из представленных ответчиком письменных документов невозможно установить, что именно эти документы в их электронной версии были прикреплены к электронным письмам, поступившим по электронной почте от организации-контрагента.

Кроме того, адрес электронной почты истца был указан непосредственно в договоре поставки, тогда как адрес электронной почты организации-контрагента, которой заказчик перечислил денежные средства за поставленный товар, иной.

Доверившись данным электронным сообщениям, ответчик действовал исключительно на свой риск, и истец не может быть признан каким-либо образом связанным сообщениями, полученными ответчиком по электронной почте от организации-контрагента. Ответчиком не доказано, что указанный электронный адрес - адрес электронной почты истца.

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 N 04АП-55/2010 также указано, что конкурсным управляющим не доказан факт направления отчетов на электронный почтовый ящик, зарегистрированный за налоговой инспекцией, как не доказана и принадлежность электронного адреса уполномоченному органу.

Арбитражные суды первой инстанции придерживаются в целом схожей позиции.

Ссылку ответчика на направление эскизов по электронной почте суд считает неосновательной, поскольку принадлежность адреса предпринимателю не доказана (Решение АС Мурманской области от 08.02.2010 N А19-16330/2007).

Не может служить доказательством отсутствия вины общества имеющаяся в материалах дела распечатка из электронной почты, поскольку представленное письмо иной организации не содержит подтверждения принадлежности ей электронного ящика, на который отправлялись имеющиеся в материалах дела письма (Решение АС Псковской области от 11.02.2010 N А52-7055/2009).

Порой суд ориентирует участников делового оборота на необходимость указания (в целях обеспечения идентификации) адресов электронной почты в своих реквизитах и даже учредительных документах. Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 N А74-2590/2009 сказано: ссылка административного органа на п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 не может быть принята судом апелляционной инстанции как обоснованная, поскольку административным органом не доказано, что электронный адрес, на который было направлено извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является тем адресом, который общество указывает в реквизитах своих документов; данный адрес не указан в учредительных документах общества, ответчику он не сообщался; доказательств получения обществом извещения, направленного по электронной почте, административным органом не представлено.

Следует отметить, что сложность подтверждения принадлежности электронного почтового ящика определенному лицу опосредована объективными причинами, так как регистрация электронного ящика, как правило, носит анонимный характер (не требуется представления документов, удостоверяющих личность физического лица, либо учредительных документов юридического лица), что вынуждена констатировать и судебная практика.

Установить действительную принадлежность адреса электронной почты конкретному физическому или юридическому лицу не представляется возможным, поскольку при создании электронного почтового ящика администратору домена не предъявляются документы, удостоверяющие личность создателя адреса электронной почты. Указание только фамилии и семейного положения также не позволяет идентифицировать лицо - автора статьи. В статье указывается, что она является заказной и ее автор получил от заказчика достойное вознаграждение, но заказчик в статье тоже не называется. Таким образом, не представляется возможным идентифицировать лицо, распространившее статью, содержащую сведения, порочащие деловую репутацию истца (Решение АС г. Москвы от 30.06.2010 N А40-1705/2010).

Вместе с тем, несмотря на всю сложность доказывания принадлежности электронного почтового ящика определенному лицу, имеют место случаи признания судом данного обстоятельства доказанным.

В связи с этим имеет смысл привести упомянутый в самом начале настоящий статьи судебный акт - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N А40-20963/2005, так как доводы, положенные в его основу, весьма революционны (суд признал электронную переписку обычаем делового оборота, взаимный же ее характер лег в основу вывода суда об одобрении сторонами (посредством конклюдентных действий) рассматриваемого способа обмена информацией). Доводы следующие.

Поскольку договором не установлен конкретный способ передачи истцом ответчику консультационных материалов, выбор мог быть сделан по усмотрению истца, а электронная почта является современным, удобным, надежным, широко распространенным способом передачи информации. В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе. Использование электронной почты в отсутствие соответствующего указания в договоре можно расценить как обычай делового оборота, тем более доказательств того, что ответчик возражал против такого обмена информацией, в материалах дела не имеется.

Вопреки утверждению в жалобе выбор истцом способа передачи ответчику консультационных материалов нельзя считать односторонним изменением договора. Как следует из письма организации, переписка по электронной почте была двусторонней. Следовательно, ответчик совершал конклюдентные действия, свидетельствующие об одобрении выбора электронной почты как способа обмена информацией с истцом.

Принадлежность электронного почтового ящика работнику юридического лица может быть подтверждена ссылкой на штатное расписание при наличии в адресе электронной почты элементов имени такого работника. Вот пример.

Доводы истца о том, что ответчик не доказал принадлежность электронного почтового адреса конкретному сотруднику истца, являются необоснованными, поскольку из штатного расписания истца следует: у него в железнодорожном цеху работает специалист по грузоперевозкам, с фамилии которой начинается электронный адрес, а домен в электронном адресе, на который была отправлена заявка ответчика, полностью соответствует домену электронной почты истца, указанному в договоре.

При этом невыполнение стороной обязанности по досылке документов, переданных по электронной почте, почтовым отправлением с уведомлением о вручении не влияет на доказательственную силу документов, переданных посредством электронной почты. В договоре же стороны не указали адреса электронной почты, исключительно на которые можно направлять заявки, а лишь согласовали почтовые ящики, реквизиты которых могут вноситься в железнодорожные накладные истца.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец подавал ответчику вагоны в июле 2009 г. на основании заявки, переданной ответчиком по электронной почте 03.07.2010, поскольку обратного истцом не доказано (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу N А43-5631/2010).

 

О полномочиях на принятие решений, составляющих предмет

электронной переписки

 

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что лицо, ведущее переписку по электронной почте от имени другого лица (или в его интересах), должно быть на это уполномочено.

Последний платеж был произведен предпринимателем после обращения истца в суд. Представленные предпринимателем-ответчиком документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами: направление телефонограммы о принятии масла на ответственное хранение не доказано; ответчик ее получение отрицает. Переписка по электронной почте тоже не является доказательством, поскольку не представляется возможным установить ее достоверность, а также то, что ее вели уполномоченные представители сторон по договору (Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2009 N А56-23695/2009).

Соответствующие полномочия участника электронной переписки целесообразно установить в доверенности.

Довод управляющего о том, что дополнительно электронной почтой направлены уведомление и материалы для ознакомления и вынесения решения по представленному адресу представителю налогового органа по электронному адресу, судом не принят, поскольку данная электронная почта с учетом конкретных обстоятельств не может свидетельствовать об информировании именно кредитора о проведении собрания, доверенность на представителя налогового органа в материалы дела не представлена, в связи с чем не доказана правомерность направления информации по адресу, указанному представителем налогового органа (Решение АС Саратовской области от 17.09.2010 N А57-9737/2010).

Также в судебной практике вполне обоснованно указывается на необходимость подтверждения наличия волеизъявления самого участника переписки по электронной почте на отправку электронного сообщения.

Суд не может согласиться с доводами ответчика в той части, что участник общества дал согласие на совершение сделки с заинтересованностью посредством направления электронного письма, поскольку суду не был представлен подлинный экземпляр данного документа. Сам участник общества отрицает факт направления такого документа в распоряжение общества, и суду не были представлены доказательства принадлежности ему электронных почтовых ящиков. Поступившее письмо является обезличенным, так как могло быть отправлено в распоряжение общества кем угодно, в том числе без волеизъявления его участника (Решение АС Ростовской области от 23.05.2011 N А53-1763/2011).

 

Необходимость установления аутентичности непосредственно

электронного сообщения

 

Электронное сообщение весьма уязвимо на предмет фальсификации, ибо облечено в невещественную форму. Соответственно, установить факт его фальсификации (осуществляемой посредством программно-технических средств), не имея специальных познаний и технических средств, сложно, поскольку электронное сообщение представляется в суд, как правило, в виде распечатки страниц в Интернете (при этом сама распечатка может не фальсифицироваться, тогда как непосредственно электронное сообщение, содержащееся в Интернете, модифицировано). Как следствие, нередко стороны заявляют о фальсификации (ст. 161 АПК РФ) данного вида доказательств, соответственно, суд может предложить стороне, представляющей электронное сообщение в качестве доказательства, подтвердить его аутентичность.

Для проверки заявления о фальсификации доказательств суд предложил ответчикам представить нотариальный протокол осмотра электронного почтового ящика, с которого между сторонами велась электронная переписка по вопросу заключения договора субаренды (получения согласия на субаренду), документы, подтверждающие принадлежность электронного почтового ящика, с которого между сторонами велась электронная переписка по вопросу заключения договора субаренды (получения согласия на субаренду), ответчикам (одному из ответчиков), оригиналы запросов в доменную зону "RU" о хостинге бесплатной электронной почты и ответы на соответствующие запросы (Решение АС Мурманской области от 10.06.2011 N А42-7174/2010).

Ответчиком представлено экспертное заключение, согласно которому письмо с электронного адреса было получено почтовым сервером, признаков фальсификации указанного электронного письма не обнаружено (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 по делу N А56-743/2008).

В результате проведенной экспертизы экспертом установлено, что на НЖМД системного блока персонального компьютера хранятся электронные письма, отправленные по электронному адресу, дата отправки которых не зафиксирована, признаков редактирования электронных писем не обнаружено, кроме того, в базах данных почтовых программ имеются доказательства получения адресатом некоторых писем, отправленных по этому электронному адресу.

 

Примечание. Эффективным средством доказывания подлинности электронного сообщения является экспертиза.

 

Содержание писем и прилагающихся к ним файлов приведено в приложениях к экспертному заключению, из которых видно, что в письмах, отправленных по данному электронному адресу, содержатся файлы с отчетами (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А41-17774/09).

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что сторона, представляя в суд в качестве доказательства электронную переписку, обязана обеспечить возможность установления ее достоверности. Безусловно, целесообразно сделать это заранее. О том, как это осуществить, поговорим далее.

 

А.В. Мандрюков

Юрист

 

Подписано в печать

08.06.2012

 

Нет комментариев

Добавить комментарий